Точная фокусировка и правильно расставленные резкостные акценты являются самой главной составляющей, необходимой для получения качественной фотографии. Для непосвященного начинающего фотографа объектив может показаться обычным куском стекла, хотя на самом деле он собирается из нескольких стеклянных линз специальной формы, называемых элементами. Эти элементы расположены так, чтобы собирать лучи света, идущие от вашей композиции, и направлять их затем на сенсорную матрицу камеры, создавая маленькую плоскую копию реального изображения. Объектив снаружи кажется статической конструкцией, хотя линзы внутри него сдвигаются вперед или назад, в то время как вы манипулируете объективом для достижения четкой фокусировки.
Объективы у цифровых компактных камер гораздо меньше, чем у цифровых зеркалок, и управляются специальным внутренним фокусировочным механизмом. Объективы цифровых зеркальных камер разработаны как для работы в ручном режиме, так и в режиме автоматической фокусировки. Небольшие широкоугольные объективы в режиме автофокуса быстрее, чем телеобъективы – это связано с тем, что внутренние элементы широкоугольников гораздо легче и требуют меньшей мощности для перемещения. Большинство современных автофокусных объективов не выходят за габариты своего корпуса и называются объективами внутренней фокусировки.
В цифровых зеркальных камерах поддерживается три режима фокусировки. Необходимый режим выбирается с помощью переключателя, который находится у основания объектива. Самый простой – это ручной режим фокуссировки, где фотограф сам выбирает точную точку фокусировки, вращая кольцо объектива. Данный режим больше всего подходит для съемки малоконтрастных предметов. Следующий режим называется режимом однокадровой фокусировки. Он применяется в большинстве случаев, где подходит стандартная технология выбора точки фокусировки во время процесса съемки. Последний режим – это режим непрерывной фокусировки. В таком режиме объектив находится в постоянной готовности и может отслеживать перемещающиеся объекты.
В качестве зоны фокусировки помимо центра кадра современные камеры позволяют использовать дополнительные точки, расположенные от центра снизу, сверху, слева, справа. Эти точки потребуются, если понадобится сделать фокусировку снимка по объекту, смещенному к одному из краев.
Системы автоматической фокусировки не могут справиться с малоконтрастными объектами. Такого рода проблемы, как правило, легко разрешаются перекомпоновкой кадра. Другая проблема заключается в том, что фотоаппарат ошибочно выставляет фокус по другому объекту.
Глубина резкости полностью зависит от величины диафрагмы и фокусировки и отлично работает, если вы, а не автоматика камеры, решаете, какие объекты должны получиться резкими, а какие размытыми. Глубина резкости позволяет выделить и подчеркнуть наиболее главные элементы на фоне незначительных, поэтому правильный выбор точки фокусировки позволяет добиться наилучших результатов.
Для получения лучших снимков при заданных условиях съемки используют эффективный способ, который называется гиперфокальной фокусировкой. Он заключается в следующем: резкость следует наводить по точке, которая уходит на одну треть вглубь вашей композиции, чтобы передняя граница области резкого изображения как раз проходила по переднему плану снимаемой сцены. Таким образом, вы получаете возможность работать с большими значениями диафрагмы, чем раньше, что сразу же улучшит качество снимков.