Можно любить или не любить гулять под дождем, но смотреть на фотографии, сделанные в дождливую погоду — это истинное удовольствие. В таких фото есть особенная эмоциональная составляющая, они всегда выходят красочными и содержательными, особенно если сделаны во время грозы, когда удается запечатлеть еще и молнию.
Однако, съемка в дождь — это занятие, которое не только сопряжено с определенными неудобствами для фотографа, но и требует определенных знаний и навыков.
Прежде всего, перед тем, как фотографировать дождь, нужно соответствующим образом экипироваться: надеть прорезиненную обувь и верхнюю одежду, приготовить пару водонепроницаемых перчаток. В ливень и грозу нет смысла выбегать на улицу и снимать: из-за ограниченной видимости их лучше переждать в укрытии. А вот сразу после дождя можно найти много отличных вариантов для съемки: затянутое свинцовыми облаками небо, тучи, через которые пробиваются слабые лучи солнца, капли воды на листьях, и т.д.
Во время съемки под дождем нужно позаботиться о сохранности фотоаппаратуры и запастись полиэтиленовыми пакетами различных размеров, чтобы накрыть фоторюкзак, фотосумку или штатив, который обязательно понадобится из-за плохого освещения во время дождя. Дело в том, что повышенная влажность ещё более губительна для техники, нежели пыль на матрице. Поэтому не следует пренебрегать подготовкой к съёмке в дождь. В безветренную дождливую погоду можно использовать зонт. При съемке в дождливую погоду необходимо использовать защитные фильтры, чтобы на оптику не попала вода.
Перед тем, как фотографировать под дождем, нужно защитить объектив от попадания внутрь посторонних лучей света светозащитной блендой, это необходимо для сохранения в сухости передней линзы объектива.
Чтобы снимок не оказался испорченным, нужно периодически проверять сухость объектива фотокамеры. При пасмурной погоде фотокамерой автоматически будет выбрано значение экспозиции, равномерно распределяющее освещение по всем объектам. В этом случае, при желании получить полностью пасмурное фото, следует недоэкспонировать снимок на полступени или ступень. Придать отчетливости дождевым каплям можно с помощью медленной скорости затвора (1/30 или 1/60 секунды). Более подробно, о том, как фотографировать капли и брызги, можно прочитать в одном из предыдущих материалов на cifoto.ru. таким же способом можно передать, как колышутся ветки, трава и т.д. Напротив, чтобы заморозить движение в ветреную погоду, нужно использовать быструю скорость затвора. С помощью телеобъектива можно добавить густоты туману.
Теперь — несколько советов о том, как сфотографировать молнию. Главная задача — это не ошибиться с подходящей точкой для съемки. Чаще всего такие снимки делают из окна помещения. Обязательным является использование штатива. При выборе оборудования для съемки нужно учитывать, что потребуются длинные, до 30 секунд, выдержки.
Процесс фотосъемки молнии заключается в том, что фотоаппарат направляется на место, где вспыхивают молнии, и после установки максимально длинной выдержки производится съемка. При вспышке в этот момент молнии она четко прорисуется на фотографии, а за время экспозиции станут видны контуры ночного пейзажа.
Эта съемка производится почти вслепую, поэтому она состоит из десятков снимков, среди которых, может, будет лишь один удачный. Фотографу нужно быть готовым к тому, что карта 2Gb будет полностью заполнена.
Если в фотоаппарате есть режим «Таймер автоспуска. Серийная съемка», позволяющий делать серии до 10 кадров, то при серии 10 кадров по 30 секунд фотоаппарат в течение 5 минут будет ловить все молнии, попадающие в его объектив.
Опытные фотографы советуют снимать в RAW, из-за невозможности точного подбора экспозиции и баланса белого. RAW конвертор дает возможность сделать это потом точнее, например, с помощью Photoshop Lightroom.
Еще одной трудностью ночной съемки молнии является полная темнота. Можно осуществлять фокусировку в авто по дальним огням, и уточнять композицию по первым кадрам. Тогда на снимках будет прекрасно видна линия горизонта и контуры зданий, несмотря на кромешную ночь и дождь при съемке. Если в сторону окна будет дуть ветер, то дождевые капли, попадающие на объектив, создадут дополнительную проблему. В этом случае поможет защитный фильтр.
В целом, такая съемка может происходить по следующему сценарию. Установив камеру на штатив, следует поставить ручной режим М, прикрыть диафрагму посильнее f 20, и ориентируясь на показания экспонометра, поставить выдержку 2 секунды. Следует позаботиться о том, чтобы камера показывала недодержку примерно на одну ступень. Это нужно для того, чтобы небо не выглядело блеклым, а было хорошо очерченным. Конечно, в этом случае немного затемненным получится цвет земли, но ведь не ради нее мы посреди ночи расположились с камерой у открытого окна посреди бушующей стихии! Камеру следует перевести в режим серийной съемки с автоспуском 10 кадров, с фокусировкой на бесконечность, в ручном режиме.
Затем, нацелив фотоаппарат на ту часть грозового фронта, где более всего локализуются удары молнии, следует нажимать спуск. После этого последует около 10 секунд задержки, и камера начнет снимать.
Конечно, грозовой фронт имеет свойство смещаться, кроме того, если он широкий, то молнии будут локализоваться в разных местах, поэтому после окончания очередной серии кадров придутся быстро решать, оставлять камеру в этом же положении или направлять ее на другой участок, а также корректировать экспозицию.