Мы продолжаем серию обзоров для новичков в цифровой фотографии. В одной из предыдущих статей мы рассмотрели как работает цифровой зеркальный фотоаппарат. Сегодня, мы попробуем разобраться в различных видах объективов, которые присутствуют на сегодняшний день на рынке. Надеемся, что этот материал поможет вам повысить свой профессиональный уровень фотографа и убережёт от лишних трат. Большинство фотолюбителей приобретают современные зеркальные фотоаппараты в надежде обзавестись, в свое время, солидным арсеналом сменной оптики. Дополнительный набор объективов поможет сфотографировать абсолютно любой объект, встречающийся на практике.
Вопрос выбора в данном случае сводится к трем основным пунктам: какое выбрать фокусное расстояние, фикс или зум и какого производителя. Помочь выбрать объектив поможет ваш фотоальбом. Посмотрите, каких фотографий там больше: для крупного плана больше подойдет телеобъектив (длиннофокусный), для съемки пейзажей и сцен – широкоугольный объектив (короткофокусный), а для среднего диапазона съемки подойдет стандартный. Если же у вас особые запросы, стоит подумать, какие характеристики вам подобрать.
Широкоугольный объектив
Широкоугольные объективы, визуально увеличивают дистанцию между элементами снимка, придавая ему ощущение объема, что подходит для городских пейзажей, перспективы всех видов и жанровой съемки. Фокусное расстояние в таких объективах доходит до 28 мм. Поскольку они обладают сложной оптической схемой, то и цены на такие объективы достаточно высокие. С этим же связана и невысокая светосила данных аппаратов.
Объектив «рыбий глаз»
Этот объектив, даёт наиболее непривычное глазу изображение. Картинка даваемая «Рыбьим глазом» круглая с диаметром приблизительно 22 мм на черном фоне. В этот круг вписана целая полусфера, угол обзора которой 180 градусов. Такие снимки обычно используют в сфере развлечений и интерьеров, поскольку результат довольно комичен. Подобный объектив с фокусным расстояние 16 мм хорошо подойдёт для пленочной зеркалки, но с матрицами APS-C цифровой зеркалки на изображении будут обрезаны углы, поэтому для таких камер нужен объектив с фокусным расстоянием 8-10 мм.
Китовый объектив
Китовый объектив, или как его еще называют, штатный подходит для съёмки большинства из распространённых сюжетов: пейзажей, натюрмортов, портретов, сцен из повседневной жизни, обнажённой натуры. Такими объективами чаще всего комплектуются фотокамеры при продаже. Однако изображение, полученное такими объективами, получается среднего качества.
Телеобъектив
Телеобъективы приближают объекты, поскольку могут захватить очень маленький угол зрения (фокусное расстояние от 70 до 200-300 мм и более). Они идеальны для съемки отдаленных объектов: животных, некоторых видов пейзажей (горы), репортажей, головных портретов и макроснимков. В профессиональных объективах данного вида светосила равна 2,8, в любительских – 4-5,6. Минусом подобной оптики являются большие габариты и вес.
Макро-объектив
Под макросъемкой понимается получение изображения предмета реальных размеров (1:1). Такой объектив подойдет для любителей живой природы, снимков крошечных предметов. Данная оптика отличается высоким контрастом и резкостью, имеет фокусное расстояние 50-100 мм.
Фикс-объективы
Объективы с постоянным фокусным расстоянием не обеспечивают такого удобства, как зум-объективы, однако обладают самыми высокими оптическими качествами с высокой светосилой. Это связано с простотой оптической схемы и меньшим количеством стекла. Подобные объективы считаются лучшими в соотношении цена-качество.
Суперзумы
Совсем недавно появился новый вид объективов, покрывающих диапазон и штатных зумов и телеобъективов, — суперзумы. Диапазон такой оптики составляет 24-300 мм. Надо сказать, что удобство ношения такого объектива, сказывается на качестве изображения и уровне светосилы, которые в данном варианте довольно низкие.
Как видите, современный фоторынок представлен довольно большим разнообразием объективов, поэтому каждый фотолюбитель сможет подобрать себе именно то, что нужно.
Так что же лучше – фикс или зум? Зум-объективы обеспечивают максимальную гибкость в построении кадра и позволяют выставлять нужное фокусное расстояние. В фиксах, как вы понимаете, этого сделать невозможно, зато имеет место значительное улучшение качества изображения. Решите для себя, что приоритетнее: качество или простота в использовании.
Еще один параметр, на который стоит обратить внимание – светосила. Выбирая объектив, заранее подумайте, в каких условиях, вам чаще всего придется делать снимки, и найдите оптимальный вариант светосилы и портативности. В условиях плохой освещенности, при съемке объективом со слабой светосилой, трудно избежать смазывания. С другой стороны, светосильная оптика значительно увеличивает размер и вес объективов.
В зум-объективах светосила может зависеть от фокусного расстояния. Такой подход обеспечивает снижение веса и размера оптики, но ограничивает выбор параметров экспозиции. Если вы располагаете достаточными средствами, то лучше ориентироваться на объективы с постоянной светосилой.
Осталось определиться с производителем. Здесь надо ориентироваться на такие факторы, как количество материальных средств и опыт фотосъемки. Если вы новичок и еще не определились с жанром съемки, то на первых порах достаточно будет простенького китового объектива. Если же вы конкретно знаете, что вам надо, приобретайте объективы от производителя вашей камеры. В условиях же стесненных материальных средств можно приобрести оптику таких производителей, как Tamron (Тамрон) и Sigma (Сигма). Их объективы обладают хорошими характеристиками, при этом цены – в несколько раз ниже.