Под уравновешенностью композиции понимается расположение фигуры в центре кадра и расположение всего остального в соответствии с ней. При портретной фотосъемке уравновешенность композиции может быть оправдана лишь в том случае, когда съемка производится в фас или же при полуобороте.
В тех же случаях, когда имеют место более резкие повороты (вплоть до съемки в профиль), то расстояние по направлению взгляда до рамки кадра должно быть обязательно больше, нежели в обратную сторону. Если это правило не соблюдается, велика вероятность того, что иллюзия движения будет полностью нарушена.
Ведь ощущение движения на фотографии у нас возникает в том случае, если впереди устремленного взгляда человека мы видим достаточно большое свободное пространство.
Так что, композиционная неуравновешенность при портретной фотосъемке является стандартным и вполне закономерным художественным приемом.
Что же касается групповой фотосъемки, то неуравновешенность здесь можно встретить гораздо реже, так как компоновка фигур в кадре обеспечивает возможность композиционно все это уравновесить посредством заполнения всей площади кадра или же посредством размещением двух фигур в разных местах кадра.
В случае горизонтального кадрирования практически всегда возникает необходимость создания композиционной неуравновешенности, так как при этом пропорционально увеличивается площадь свободных пространств по обе стороны от центральной фигуры.
Для того, чтобы сделать асимметрию свободных пространств по обеим сторонам от центральной фигуры окажется менее заметной, большую часть пространства лучше всего заполнить элементами освещения — это могут быть всевозможные блики, световые пятна, красиво падающие тени.
Иначе говоря, в данной ситуации фотограф призван сделать все, чтобы освещение выполняло композиционную задачу, но это только в том случае, если нет никакой возможности использовать для этого второстепенные фигуры и предметы.
Уравновешенность и неуравновешенность снимка — это неотъемлемая составляющая композиционного решения снимка, которая в любом случае не должна выступать в качестве лишь сугубо внешнего эффекта для создания стройности, красоты и прочего.